Музей льна и бересты. Кострома. Фото отчет. Зима 2014.
поделиться с друзьями:

Музей льна и бересты. Кострома. Фото отчет. Зима 2014.

Музей льна и бересты. Кострома. Фото отчет. Зима 2014.

фото из музея льна и бересты в Костроме

Музей льна и бересты внешний вид.

фото из музея льна и бересты в Костроме

Музей льна и бересты. Кострома. Наш фотоотчет и отзыв, зима 2014. Вся информация взята с официального сайта Музея льна и Бересты в Костроме.

Часы работы и стоимость посещения

В осенне-зимний период (с 1 октября по 30 апреля), музей открыт с 9.30 до 17 в будние дни и воскресение, суббота с 9.30 до 18.00, выходной — понедельник

В летний период (с 1 мая по 30 сентября) музей открыт с 9.30 до 18.00 без выходных.

Входной билет — 70 рублей взрослый, 40 рублей детский.

Экскурсия — 200 рублей с группы. Продолжительность 30 минут

Мастер-класс по изготовлению изделий из бересты – 150 руб./чел.

Мастер-класс по ткачеству и изготовлению тряпичной куклы-оберега – 150 руб./чел.

Продолжительность мастер-классов 45 минут.

Зал льна на первом этаже.

Лён — росток русской культуры, из которого с давних времен получают льняное волокно, называемое «северный шелк» и используемое для выработки тканей и изделий бытового и производственно-технического назначения. Это одежда, предметы интерьера, брезенты, пожарные рукава, защитная одежда и мягкая тара. Из него изготавливаются основы для лучших ковров и линолеума, двунитки для рукавиц, холсты для художников. В течение многих лет волокно льна было одним из доминирующих продуктов российского экспорта. В России сосредоточена самая большая в мире льняная сырьевая база и перерабатывающая промышленность. Более миллиона гектаров земель раньше отводили под посевы льна. На протяжении многих веков лён одевал и кормил людей. И если говорят, что хлеб — всему голова, то будет справедливо сказать, что лён — всему душа. Лён был всегда особой культурой на Руси. Он кормил, лечил, согревал телесно и душевно.

Льноводство и связанные с ним прядение и ткачество являются исконными и традиционными промыслами населения Костромского края. Почти одновременно с выращиванием зерновых культур население осваивало и технические — лен и коноплю.

 

Музей льна и бересты. Кострома. Фото отчет. Зима 2014.

Музей льна и бересты. Кострома. Фото отчет. Зима 2014.

Музей льна и бересты. Кострома. Фото отчет. Зима 2014.

Музей льна и бересты. Кострома. Фото отчет. Зима 2014.

Музей льна и бересты. Кострома. Фото отчет. Зима 2014.

Музей льна и бересты. Кострома. Фото отчет. Зима 2014.

фото из музея льна и бересты в Костроме

 

В древнерусские времена, когда была основана Кострома, прядение и ткачестве занимали одно из важнейших мест в хозяйстве, как промыслы, тесно связанные с изготовлением одежды и других предметов быта. Уровень ткачества уже в то время был достаточно высок. Существовали разнообразные приемы кручения нитей, образования из них простых и сложных шнурков для украшения одежды. Древнерусский ткач применял разные системы ткацких переплетений: полотняное — когда нити основы и утка располагаются в шахматном порядке (т.е. перекрывают друг друга по очерёдно); саржевое — при котором нити располагаются со сдвигом так, что образуется рисунок из фрагментальных полос; а также тканье «браной» и «закладной» техникой. Археологический материал свидетельствует, что уже с X века тканье производилось на ткацком вертикальном стане, который отличался от крестьянского стана XIX вв., т.к. конструктивные и технические элементы, созданные в XIII веке -ремизный аппарат, бердо (батан), новая форма челнока — являлись основой и деревенского станка.

 

Музей льна и бересты. Кострома. Фото отчет. Зима 2014.

Музей льна и бересты. Кострома. Фото отчет. Зима 2014.

Музей льна и бересты. Кострома. Фото отчет. Зима 2014.

Музей льна и бересты. Кострома. Фото отчет. Зима 2014.

Музей льна и бересты. Кострома. Фото отчет. Зима 2014.

Музей льна и бересты. Кострома. Фото отчет. Зима 2014.

фото из музея льна и бересты в Костроме

Музей льна и бересты. Кострома. Фото отчет. Зима 2014.

Музей льна и бересты. Кострома. Фото отчет. Зима 2014.

Музей льна и бересты. Кострома. Фото отчет. Зима 2014.

Музей льна и бересты. Кострома. Фото отчет. Зима 2014.

Лен был основным материалом, из которого в то далекое время шили одежду Льняная ткань, различавшаяся по качеству и фактуре, использовалась по разному. Полотно и усцинка шли на мужские и женские рубахи (сарафанов еще не было) убрусы, полотенца. Для верхней одежды применялась грубая ткань -вотола. Были и другие названия льняных тканей — частина, тончина. Основой женского костюма была рубаха из льна, поверх которой в праздники одевалась богатая рубаха, украшенная по подолу и рукавам разноцветной тесьмой с магическими охранительными узорами. Дополнял женский костюм головной убор -венец или очелье, и целый набор головных, шейных, нагрудных, наручных украшений. Сделанные из золотистой бронзы, они в древности ярко горели, освещаемые лучами солнца, и сами как символы солнца, не только богато украшали девушку, женщину, но и охраняли, оберегали ее (обереги), по поверьям, от всего злого в мире. Старые люди говорили: Если лен не сгноен на земле, — ему сто лет нет сносу.

фото из музея льна и бересты в Костроме

Музей льна и бересты. Кострома. Фото отчет. Зима 2014.

Музей льна и бересты. Кострома. Фото отчет. Зима 2014.

Музей льна и бересты. Кострома. Фото отчет. Зима 2014.

Музей льна и бересты. Кострома. Фото отчет. Зима 2014.

фото из музея льна и бересты в Костроме

Музей льна и бересты. Кострома. Фото отчет. Зима 2014.

Музей льна и бересты. Кострома. Фото отчет. Зима 2014.

Музей льна и бересты. Кострома. Фото отчет. Зима 2014.

Музей льна и бересты. Кострома. Фото отчет. Зима 2014.

Музей льна и бересты. Кострома. Фото отчет. Зима 2014.

Музей льна и бересты. Кострома. Фото отчет. Зима 2014.

Новый значительный импульс льнообработка получила в Костроме в середине XIX века в связи с формированием крупной льнопромышленности. «Зотовская», «Михинская», «Кашинская» — до сих пор так называют костромичи современные комбинаты, расположенные в корпусах, выстроенных в конце XIX — начале XX вв. для первых льноприядильных и льноткацких фабрик. Одна из первых льнопрядильных фабрик была основана в 1859 г. московскими купцами А.А. и К. А. Зотовыми на 1600 веретен. В 1901 г. на фабрике работало 23 тыс. веретен. В Товарищество входило льнопрядильное, ткацкое и белильное отделения с числом рабочих более 2 тыс. человек. На фабрике изготавливали полотна суровые и белые, равендук, коломенку, рогожку, салфетки, скатерти, платки носовые, полотенца, мешочное полотно и т.д., всего в 1901 г. было выпущено 3200 аршин продукции. В 1866 г. московскими купцами П.М., СМ. Третьяковыми, В. Коншиным и костромским купцом К.Я. Кашиным было создано Товарищество Новой Костромской Льняной мануфактуры (НКЛМ). НКЛМ состояла из льнопрядильной и льноткацкой фабрик.В начале XX в. НКЛМ было самым крупным предприятием в России по обработке чистого льна: на нем работало около 6 тыс. человек. За 45 лет — с 1866 по 1913 гг. — производство выросло почти в 23 раза: с 418 аршин ткани по 9 583. На НКЛМ выпускались белые, суровые, окрашенные полотна — рогожка, коломенок, носовые платки, столовое белье, ткани для платьев, равендук и многое другое. К 1913 г. были выпущены юбилейные полотенца очень высокого качества с изображением юбилейных дат: 1613-1913 гг. и гербов: Российской империи и Романовского. Такие полотенца были преподнесены в дар императору Николаю II во время его пребывания в Костроме в мае 1913 г. При Товариществе НКЛМ существовали механические; мастерские по ремонту машин и постройке новых. Костромские фабрики отличались высоким техническим уровнем — использованием механическим станков иностранного производства (в основном английских фирм Платт, Лаусон, Мекки и др.), паровых машин, дизелей.

фото из музея льна и бересты в Костроме

Музей льна и бересты. Кострома. Фото отчет. Зима 2014.

фото из музея льна и бересты в Костроме фото из музея льна и бересты в Костроме

Музей льна и бересты. Кострома. Фото отчет. Зима 2014.

Музей льна и бересты. Кострома. Фото отчет. Зима 2014.

Музей льна и бересты. Кострома. Фото отчет. Зима 2014.

Музей льна и бересты. Кострома. Фото отчет. Зима 2014.

Музей льна и бересты. Кострома. Фото отчет. Зима 2014.

Музей льна и бересты. Кострома. Фото отчет. Зима 2014.

 

Одежда — очень интересное направление этнографического изучения. Кроме своего основного назначения — предохранять человека от воздействия внешней среды, одежда имеет множество других разнообразных функций. Она носит ярко выраженный знаковый характер, являясь отметкой половозрастной, социальной, этнической, профессиональной и др. принадлежности человека. Традиционная одежда связана с различными особенностями духовной жизни народа, включая эстетические и религиозные представления. На выставке показаны сарафаны разных типов; глухой косоклинный, распашные косоклинные, круглые пестрядинный и кубовый, шелковые сарафаны с шугаями, женские рубахи и рукава. Очень интересными и важными экспонатами являются головные уборы.

Зал бересты — второй этаж.

фото из музея льна и бересты в Костроме фото из музея льна и бересты в Костроме фото из музея льна и бересты в Костроме фото из музея льна и бересты в Костроме фото из музея льна и бересты в Костроме фото из музея льна и бересты в Костроме фото из музея льна и бересты в Костроме фото из музея льна и бересты в Костроме фото из музея льна и бересты в Костроме фото из музея льна и бересты в Костроме фото из музея льна и бересты в Костроме фото из музея льна и бересты в Костроме фото из музея льна и бересты в Костроме фото из музея льна и бересты в Костроме фото из музея льна и бересты в Костроме фото из музея льна и бересты в Костроме фото из музея льна и бересты в Костроме фото из музея льна и бересты в Костроме фото из музея льна и бересты в Костроме фото из музея льна и бересты в Костроме фото из музея льна и бересты в Костроме фото из музея льна и бересты в Костроме фото из музея льна и бересты в Костроме фото из музея льна и бересты в Костроме

Приемы сбора, обработки и использования бересты для изготовления изделий хотя и традиционны в своей основе, все же имеют некоторые особенности. Несмотря на то что береза считается одним из самых распространенных в России деревьев, относиться к ней следует очень и очень бережливо. Бересту лучше заготавливать вдали от селений, в местах, специально отведенных для рубки леса, и на лесоповалах. Не один километр порой приходится выходить, чтобы найти подходящее дерево.
Время и место заготовки также имеют немаловажное значение. Мастера берут материал с дерева, когда закончится весеннее сокодвижение (обычно это бывает в мае — июне). Необходимо хорошо знать свойства берёсты, чтобы с такой требовательностью относиться к месту заготавливания. Одни мастера снимают кору только с тех деревьев, которые растут на возвышенностях, другие отдают предпочтение тем, которые находятся в низинах. И каждый умелец прав по-своему, поскольку владеет только ему одному известными секретами. Всё же большинство считают, что лучшая берёста — из смешанного леса. А вот с берёз, растущих в болотистых местах, брать берёсту не стоит.
И вот что характерно, мастер просто так не загубит дерева, а берёт берёсту только в местах заготовки дров, лесозаготовок. Ну а пока вы не имеете такого опыта, кору нужно брать только с того дерева, которое упало либо отжило свой век, или спилено в местах зеленого строительства, расчисток, лесозаготовок. Нельзя губить живое, красивое, растущее дерево. Присмотритесь внимательно к коре — она многослойная. Самый нижний слой, около ствола, крошится, для работы он не годится. Верхний, слишком тонкий, слой также приходится счищать.
Но и та кора, что осталась, имеет много слоев, для некоторых работ её ещё можно разделить и получить тонкие пластинки. Не следует выбрасывать кору с чёрными трещинами, бугорочками, наростами, они очень декоративны, привлекательны и придают изделиям неповторимый вид, за что и ценятся.
Существует несколько способов заготовки берёсты в зависимости от того, что из неё будут делать. Для объёмных, цельных изделий — коробов, корзин — снимают кору целиком, цилиндром, как чулок, однако эта работа требует большого опыта и навыков, поэтому такой способ мы не рассматриваем. Для нашей работы будет необходима пластинчатая кора.
От величины пластинки часто зависит размер изделия, поэтому так важно правильно заготовить берёсту. Просто так содрать кору не получится, это не липа. Следует сделать глубокий, до самой древесины, разрез ножом — наискось вдоль и поперёк ствола. Далее кухонным ножом или подобным ему инструментом нужно подцеплять кору, отодвигая её от ствола. Необходимо быть внимательным, чтобы не порвать кору, спешить не стоит.
Хранят берёсту в прохладном затемнённом месте. Ровные листы складывают в пачку, накрывают бумагой, сверху кладут груз. Материал с бугорками и наростами сохраняют в естественном виде. фото из музея льна и бересты в Костроме фото из музея льна и бересты в Костроме

У каждого народа, населяющего Россию, сложились давние самобытные традиции изготовления предметов быта из местных природных материалов. Одни изделия дошли до наших дней без изменений, другие — в усовершенствованном виде, а третьи если не исчезли, то стали уделом археологических и этнографических экспедиций. Сохранившиеся предметы легко вошли в современный интерьер; и ныне благодаря своей красоте, целесообразности и высоким художественным качествам они являются не только элементами быта, но и произведениями традиционного народного искусства. Названий самой бересты, заготовок из нее и особенно изделий в России великое множество. Эти названия отражают как местные особенности, где они возникли, так и самобытность, влияние друг на друга разных российских народов — вепсов, карелов, коми, манси, нанайцев, русских, ульчей, финнов, хакасов, якутов и многих других.

 

фото из музея льна и бересты в Костроме фото из музея льна и бересты в Костроме фото из музея льна и бересты в Костроме фото из музея льна и бересты в Костроме фото из музея льна и бересты в Костроме фото из музея льна и бересты в Костроме фото из музея льна и бересты в Костроме фото из музея льна и бересты в Костроме фото из музея льна и бересты в Костроме фото из музея льна и бересты в Костроме фото из музея льна и бересты в Костроме фото из музея льна и бересты в Костроме фото из музея льна и бересты в Костроме

Музей льна и бересты. Кострома. Фото отчет. Зима 2014. Музей льна и бересты. Кострома. Фото отчет. Зима 2014. Музей льна и бересты. Кострома. Фото отчет. Зима 2014. Музей льна и бересты. Кострома. Фото отчет. Зима 2014. Музей льна и бересты. Кострома. Фото отчет. Зима 2014. Музей льна и бересты. Кострома. Фото отчет. Зима 2014. фото из музея льна и бересты в Костроме Музей льна и бересты. Кострома. Фото отчет. Зима 2014. Музей льна и бересты. Кострома. Фото отчет. Зима 2014. Музей льна и бересты. Кострома. Фото отчет. Зима 2014. Музей льна и бересты. Кострома. Фото отчет. Зима 2014.

 

Предметов из бересты чрезвычайно много. Наиболее просты по форме и изготовлению изделия из куска бересты. Некоторые из них можно сделать прямо в лесу — это ковшики, ложки, берестянки. Изготовление других — туесов, коробов, набирух — требует знаний о шовном материале, видах швов и соединений. Еще более сложным является изготовление туесов (бураков) — берестяных сосудов из целого, снятого в виде трубки отрезка бересты, так называемого сколотня. Туеса и предметы, сделанные из куска бересты, практически всегда украшаются тиснением, резьбой, росписью, аппликацией, что придает им дополнительное изящество и выразительность. Особое место среди берестяных изделий, благодаря своеобразному способу их изготовления, занимают плетеные изделия. Они отличаются удивительным богатством форм и размеров —от маленьких дорожных солонок до огромных кошелей (пестерей) для переноски тяжестей, от изящных вазочек и шкатулок до лаптей и детских игрушек. Плетеные изделия изготавливаются из берестяной ленты, которая может быть нарезана из пласта бересты или снята с березы оригинальным спиралеобразным способом.

В музее представлены изделия современных мастеров–берестянщиков, продолжающих традиции древнего ремесла: Забавиной Натальи Павловны, Гаврикова Александра Юрьевича, Семеновой Галины Николаевны, Дырмовского Виктора Петровича и д.р.

 

Адрес музея: Россия, г. Кострома, ул. Терешковой, дом 38

 

О Роман Козлов

Работаю на телевидении с 1998 года. Коммерческой фотографией занимаюсь с 2006 года. При съемке пользуюсь техникой Nikon.

Один коммент на “Музей льна и бересты. Кострома. Фото отчет. Зима 2014.”

  1. Очень теплые фотографии. Передают уютную атмосферу ремесла

Добавить комментарий